the_mockturtle: (Default)
[personal profile] the_mockturtle


"В воздаяние блистательного подвига брига «Меркурий», вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта КАЗАРСКОГО в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов СКОРЯТИНА и НОВОСИЛЬСКОГО, мичмана ПРИТУПОВА и поручика корпуса флотских штурманов ПРОКОФЬЕВА следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а ПРОКОФЬЕВА, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их».

Адмирал А. С. ГРЕЙГ.

Сборник документов и материалов по А.И.Казарскому и бригу "Меркурий" см. здесь: http://www.sevastopol.iuf.net/rus/museums/mchf/kazarsky/index.htm

Кстати, в свете недавней дискуссии у [livejournal.com profile] alwin о Сенявине: а на сдачу Стройниковым "Рафаила" официальный взгляд, случаем, не поменялся?

Date: 2007-05-26 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
Ура! Ура! Ура!

Date: 2007-05-26 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
О! А я искала эту картину в хорошем качестве, но везде цветопередача хромая какая-то :)

Где-то, как бы не во "Флоте Украины", мелькало, что подвиг "Меркурия" был-де в значительной меред мифологизирован и раздут, чтобы смазать инцидент со Стройниковым. Ты как считаешь, у "Рафаила" были шансы?

Date: 2007-05-26 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
Я с трудом представляю, как можно было "мифологизировать и раздуть" подвиг "Меркурия". Дыр ему в парусах, что ли, лишних приписали?

Шансы были, конечно. Но в данном случае неважно, были ли шансы у "Рафаила". Важно другое: "В случае бою, должен капитан или командующий кораблем, не токмо сам мужественно против неприятеля биться, но и людей к тому словами, а паче дая образ собою, побуждать, дабы мужественно бились до последней возможности и не должен корабля неприятелю отдать, ни в каком случае, под потерянием живота и чести".

Date: 2007-05-26 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Эх, надо ту статью разыкать. Там такие интонации дивные - "ну, подумаешь, два линкора, бриг зато маневренней, так что ничего особенного, и нечего огород городить" :)

У Стройникова, по его собственным объяснениям, команда вроде бы взбунтовалась против верной гибели. Хотя офицер он был грамотный, авторитетный, в том-то и парадокс...

Date: 2007-05-26 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
Тем не менее, Стройников сдал корабль самолично, а не сидя в это время под замком.

Вообще интересно будет в РГАВМФ, когда он откроется, посмотреть материалы суда. Матросов-то в итоге не тронули, а офицеров наказали.

Date: 2007-05-26 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Кстати, Петровский Устав вообще возможности сдачи не предусматривает, насколько я помню? То есть, Стройников не мог не знать, что на помилование рассчитывать не придется?

Date: 2007-05-26 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
По 90-му артикулу, предусматривает в двух случаях: когда появляется течь, которую нельзя остановить, и когда порох истощен и артиллерия сбита. В 1854 добавлен пожар на судне, но на момент сдачи "Рафаила" его еще не было.

В принципе, он мог рассчитывать на прецеденты - в свое время шведам при аналогичных обстоятельствах в 1788 году сдались "Ярославец" под командованием Бардакова и "Гектор" под командованием Колокольцева. Что сталось с капитанами, увы, точно не помню и на работе посмотреть не могу. Но не расстреляли - точно.

ну, подумаешь, два линкора,

Date: 2007-05-26 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
Только количество пушек различается чуть не втрое ;)

А где-бы подробности боя отыскать?
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Зато орудия брига перезаряжаются в четыре раза быстрей :)

Самое полное описание можно найти в "Повседневной записи замечательных событий в русском флоте" Кроткова (если удастся найти самого Кроткова, конечно). А из более досягаемого - была такая книга Ю.Стволинского "Герои брига "Меркурий".
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
Хотите сказать, что на нём казеннозарядные орудия имели место?
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
На "Меркурии" было 18 24-фунтовых карронад, скорострельность которых в среднем втрое выше, чем у турецких орудий.

Date: 2007-05-26 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] insar.livejournal.com
Большая доблесть - пожертвовать своей жизнью, сохранив свою честь.
Но ещё большая доблесть - пожертвовать своей честью, чтобы сохранить людей.


Что-то подобное было у Крапивина. Не скажу, что я полностью с этой мыслью согласен, но в чём-то она мне близка.

Date: 2007-05-28 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Да, но Стройников как раз и утверждал, что сдал корабль именно из-за неповиновения команды.
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
В смысле? Да, Стройников, насколько известно, во время боя находился на "Реал-бее".
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Это известный факт, добавляющий картине символизма. Ведь Стройников в свое время тоже командовал "Меркурием"...
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
Прямо-таки его Казарскому и передал, кажется.
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Именно так. Как-то в голове не укладывается: огромной личной храбрости человек, блестящий офицер, только-только получил повышение и фрегат под команду, женитьба, опять же - и вдруг такой крах...
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
Как в подобных случаях говорил наш комбриг, "паралич воли".
(deleted comment)

Date: 2007-05-28 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Согласна. Но из всех попавшихся мне вариантов этот самый приемлемый :)

Помнится

Date: 2007-05-31 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] ping-ving.livejournal.com
Крапивин соплями по этому поводу размазывал.
На тему "Надо было сдаться - пили бы баварскоекумыс".

Date: 2007-05-26 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_tezka/
>а на сдачу Стройниковым "Рафаила" официальный взгляд, случаем, не поменялся?

Насколько знаю - нет.

Date: 2007-05-26 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Тогда следующий вопрос: нужно ли пересматривать отношение к этом инциденту?

Date: 2007-05-26 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_tezka/
Лично я не вижу смысла

Date: 2007-05-26 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
+1, как говорится.

Date: 2007-05-26 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ancient-skipper.livejournal.com
>Кстати, в свете недавней дискуссии у alwin о Сенявине: а на сдачу Стройниковым "Рафаила" официальный взгляд, случаем, не поменялся? =

эти два случая нельзя сравнивать.
У Сенявина преобладает политика. В самом деле, союз с Наполеоном был вынужденным, французы вчерашние враги, а англичане - вчерашние союзники. Да и сдачи эскадры не было - скорее, что-то типа интернирования

Date: 2007-05-28 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Я не случаи сравниваю, меня тенденция беспокоит...

Date: 2007-05-26 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] brassist.livejournal.com
Кстати, совсем недавно отыскал в интернете статью о бриге "Меркурий" в связи с памятником Казарскому в Севастополе, и эту картину Айвазовского. Был потрясен до глубины души! Запись турок в судовом журнале понравилась :) Спасибо за дополнительную инфинформацию, очень хочется узнать побольше о "Меркурии", Казарском, команде и том бое. А про Стройникова пока вообще ничего не знаю.

Date: 2007-05-28 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Стройников - позорная страница в истории Русского флота, о нем вообще до ужаса мало информации :(

Date: 2007-05-28 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] lexter.livejournal.com
Ммм...Как я эту книжку любил.. Пока ее не зачитали в пионерлагере.8(

Date: 2007-05-28 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] the-mockturtle.livejournal.com
Стволинского или "Ветер с Босфора"?

Date: 2007-05-28 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] lexter.livejournal.com
Это было очень давно, так что автора не помню, увы.
Белая книжка в блесятщей твердой обложке.. с цветными картинками. Так и называлась - "Бриг "Меркурий".

Profile

the_mockturtle: (Default)
the_mockturtle

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2025 10:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios